"Про клубные спецэффекты" (не только музыкальный почерк)
- А кто выступал-то?! – мелькнула у меня мысль на выходе из клуба – пишу же для ди-джеев!! Хоть бы одного запомнить сегодня! Увы, так ни одного имени и не пришло на ум. Более того, складывалось такое впечатление, будто музыкальных отличий в игре РАЗНЫХ (точно помню, что было несколько) ди-джеев вовсе не было. Из любопытства спрашиваю стоящий на выходе поддатый и одуревший от грохота народ, понравилась ли музыка? Ответ – понравилась. Но на вопрос: Кто играл? С ответом люди затруднились. И вряд ли это будет интересовать их утром. Отсюда и тема. Ведь она ди-джеев напрямую касается. Людей, занимающихся электронной музыкой очень много – много имен. За вечер в клубе может играть 3-4 ди-джея. За ночь больше. А суть? Ведь люди чаще приходят в клуб, чтобы просто развлечься и на то, что им знакомо. Это ж сколько надо вкалывать, чтобы имя «примелькалось» тусовщикам!! С другой стороны во все времена ценилось шоу. Цель его – привлечь внимание, сделать музыкальное выступление эффектным и запоминающимся, сделать поклонниками не только заядлых клубящихся, но и просто людей, не питающих большого интереса к тематической музыке. Нет-нет! Я не призываю делать крупнобюджетные шоу с тоннами пиротехники и сотнями танцоров. Это и клуб не всякий поймет. А вот использовать некоторые шоу-хитрости, которые могут стать даже визиткой музыканта, было бы очень интересно. Итак. Какие спецэффекты придумать? Развивайте фантазию :-) Идея 1. Свет. Простая, но очень важная составляющая любого шоу (пусть даже состоящего из одного человека). Чтобы эффектно «войти на сцену» можно просто выключить весь свет на танцполе на 2-3 секунды, а потом подсветить ди-джейский пульт. У каждого клуба есть человек, который отвечает за освещение – можно договориться. В этом случае клуб всегда освещает бар, столики если есть, туалет, чилл-аут и надпись «выход». Остальную подсветку могут разрешить потерзать)) Можно колорировать свое выступление определенными цветами. Например, если у ди-джея майка в сине-зеленых тонах, то и под первый трек можно включить соответствующее освещение (заведомо поприветствовав публику и огласив собственное имя). С технической точки зрения, конечно, все световые изыски необходимо обговаривать с администрацией клуба. Идея 2. Звук. Тут отличиться и сложнее, и легче, так как, например, по громкости сам клуб особо разбежаться не даст, а эффект «громче-тише» чаще всего вызывает у публики негативную реакцию. С другой стороны записывается звук дома, и для его воспроизведения к администрации обращаться не требуется. Если конечно он не содержит нецензурных материалов. Допустим такую звуковую фишку как звуковое приветствие, которое может присутствовать в каждом выступлении ди-джея. Ситуация: В середине ночи на танцполе вдруг выключается свет и звук на 3 секунды (игра на контрасте между шумом и тишиной, светом и тьмой :-) Люди концентрируют внимание на окружающем их пространстве. Электронный голос в лучших традициях голливудских боевиков – «Внимание!!!». В этот момент включаются только красные лампы. Голос продолжает: На борту обнаружена новая форма жизни, dj…. Убедительная просьба всех человеческих особей запомнить секретный пароль …. (название композиции или еще что :-)) После включается обычное освещение и либо начинается трек, либо он становится продолжением шоу. Идея 3. Атрибуты. Эта идея привлечет внимание к самому ди-джею. Хорошо иметь допустим футболку с собственным ником. Можно с именем композиции, диска, сайта в конце концов! В этом случае ди-джей становится ходячей рекламой себя. Вообще в ночных заведениях эффектно выглядит всякая фосфорическая всячина. Например, покупается краска с упомянутым эффектом и на одежде пишется та информация, которую хочется донести до зрителя. Можно купить (или сделать самостоятельно) кепку с мигающим фонариком. Гибкие неоновые лампы позволят реализовать любую идею подсветки ди-джея. Не стоит забывать о лазерных указках – они тоже на что-нибудь сгодятся. Главное не перестараться и не превратить музыканта в новогоднюю елку :-) Идея 4. Работа в паре. Наверняка у всех ди-джеев есть друзья тусовщики, любящие электронную музыку, ночную жизнь и неплохо танцующие. Можно предложить совместную деятельность. Например, не ди-джей одиночка, а дуэт – ди-джей-танцор. Похожая тематическая одежда – двое – это уже команда. Бесплатный проход в клуб, возможность заработать, лучшие показатели запоминаемости. Кроме (вместо) танцора можно ведь еще и вокал притаскивать (если он есть в композиции). Есть же куча поющих девушек, мечтающих о сцене. К тому же единомышленник всегда придает сил и уверенности. Это дополнительные связи и знакомства. В общем, придумывать можно много. Идеи - комбинировать. Своя фишка ведь это еще и залог успеха. Если направление выбрано верное, результат не заставит себя долго ждать.
"Про клубные спецэффекты", часть 2. Спецэффекты, которые уже использовались
Заводя разговор о спецэффектах для выступлений, логично оглянуться на тех, кто их уже использует в своей деятельности. На ди-джеев, которые реализуют свои задумки для постановки ни много, ни мало маленьких шоу. В этом им, безусловно, помогает собственная фантазия и финансы, так как музыка является для них профессиональной деятельностью. Итак. Вот, какие спецэффекты подсмотрены на уже состоявшихся выступлениях: 1. Работа в паре. Использовано было для краткосрочного сета. На сцене стояла девушка и в руках подобно лассо раскручивала небольшой (размером с кулак) светящийся (вероятно с фосфорическим эффектом) предмет. В результате вращения этот предмет постоянно вычерчивал в воздухе пульсирующую окружность диаметром около двух метров. Затем предмет сменился белой лентой, которая в неоне выглядела особенно эффектно. Как в спортивной гимнастике девушка с помощью палочки лентой выписывала замысловатые траектории. Сама она при этом практически не двигалась. Создавалось впечатление, что лента живое существо – и действовало это гипнотически. Девушка к упомянутому спорту отношения не имела, а была младшей сестрой ди-джея. Та же фишка наблюдалась еще у одного ди-джея. Но там вместо ленты были два флага. В другом клубе был замечен «укротитель огня», который тоже работал именно в паре с ди-джеем. Но это был целый проект, известный ди-джей и все такое. Огонь в любом случае и месте выглядит эффектно, но это еще надо самого «укротителя» искать, да и не всякий клуб позволит у себя под крышей плеваться пламенем. 2. Применение техники. В одном из клубов ди-джей на свое выступление приволок собственный генератор мыльных пузырей (!). Парень самостоятельно устанавливал и подключал его, а после выступления увез. Штуковина громоздкая (требует автомобиля) и расходный материал (вероятно мыльный раствор :-)) должен быть в запасе. Но смотрелось действительно супер. А публика в тот вечер отзывалась: «.. ну этот с пузырями – просто ураган, как его там?…» В другом клубе музыкант вообще извратился особенно. Его трек был посвящен езде на автомобиле по ночному шоссе. В самом треке женский голос рассказывал сюжет. А в качестве реквизита ди-джей поставил около своего пульта ветродуй, который был направлен в публику. Более того это был не просто вентилятор. Он был встроен в направляющую трубу. А в ней находился съемный ароматизатор с тонким запахом освежителя воздуха для автомобильного салона. В общем, автомобильная тема в прямом смысле витала в воздухе. Эта идея мне кажется наиболее интересной для нашей публики. Представьте себе музыка с запахом!!! Какой-нибудь медленный трек с запахом ванили.. А что если афродизиак использовать? :-) И опять же другой вопрос, как на это отреагирует администрация клуба. 3. Эксперименты со звуком. Это самое близкое ди-джею и самое доступное. Один использовал в своих выступлениях звук взрыва. Причем взрыва действительно оглушительного. После разряда на пару секунд звук отключали – наступала тишина. По ощущениям это скорее всего походит на шок. Сам разряд очень громкий и похож на треск, а потом отсутствие вообще какого-либо звучания создавало иллюзию потери слуха. Жестко, но действенно. Второй товарищ в своей музыке уделял очень большое значение эротике. И чтобы этой эротики достичь в свои треки он вставлял стоны девушек. Громкие, отчетливые (понятно, что вызывающие), с глубоким эхом. Получалось до неприличия выразительно. В сексуальном плане публику это завело не на шутку. Лично для меня осталось загадкой, где этот ди-джей записал столько РАЗНЫХ и таких цепляющих стонов, и почему именно его стонущие треки заставили девушек осознанно обнажаться на танцполе. Видать, это секрет фирмы :-) В некоторых клубах есть экраны. Либо проекция, либо просто телевизор. Причем обычно там показывают тематические картинки. В качестве эффекта было бы видео, которое может составить визитку треков. Правда, использование видео с этой целью замечено пока не было. (Просто вспомнилось вместе с клубом, где играл парень с мыльными пузырями :-)) Вот что хочется еще добавить к теме спецэффектов. Как любое действие они должны быть к месту и ко времени, чтобы нести максимальный эффект. Всем известно, что самое хорошее элитное время для ди-джейской игры в клубе с 22:00 до 01:00. Это время эмоционального подъема публики, время внимания и заинтересованности в музыке и в имени автора этой музыки. Ведь после 02:00 люди обычно уже устают, больше концентрируются просто на ритме, другие же внешние раздражители начинают воспринимать негативно. То есть в музыке они продолжают нуждаться, а вот в спецэффектах уже нет. Затягивать эффекты, повторять по несколько раз за вечер тоже хорошего не добавляет. Естественно масштабность мероприятий пропорциональна возможностям ди-джея. Но даже самое незначительное может запомниться надолго. А публика любит все необычное и запоминающееся. Addwin, 20.10.2005
|